Войти / Регистрация

Скульптуры из серии «Народности России» Императорского фарфорового завода

Фарфоровая скульптура Вологодская крестьянка из серии Народности России

Императорский фарфоровый завод — одно из старейших предприятий нашей страны (1744– 2024). Его история начинается с указа императрицы Елизаветы Петровны, когда 5 июня 1744 года была основана Невская порцелиновая мануфактура. За время своего существования завод сменил несколько названий (с 1765 — Императорский фарфоровый завод, с 1918 — Государственный фарфоровый завод, с 1925 — Государственный фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, с 1957 — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, с 1993 до 2005 — Ломоносовский фарфоровый завод).

В год 280-летия предприятия Аукционный Дом «Александр» выставляет на торгах редчайшие скульптуры из серии «Народности России», входящие в «золотой фонд» наследия завода, имеющие огромную историко-этнографическую и культурно-художественную ценность, гордость музейных и частных собраний всего мира. Название «Народности России» относится к нескольким сериям фигур, выпускавшимся заводом в разные исторические эпохи — при Екатерине II, при Николае II и в ранне-советский период. Предметы каждой из серий представлены Аукционным Домом.

В конце 1770-х годов в Петербурге выходит иллюстрированное издание «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей», автором которого был известный ученый и путешественник И. Г. Георги. Раскрашенные гравюры этого издания послужили источником для моделей фарфоровых статуэток, составивших настольное украшение, которое стало «скульптурным ответом» на фарфоровый подарок Фридриха Великого Екатерине II. Король Пруссии прислал ей в дар набор из 40 фигур в ознаменование дружественного альянса между державами.

Фарфоровая скульптура Баба казацкая Императорского фарфорового завода

Серия «Народности России» прославляла русскую императрицу великой многонациональной страны. Она насчитывала 32 композиции — 29 отдельных фигур и 3 группы, которые выпускались в двух вариантах: с полихромной росписью и в бисквите. Фигуры в национальных костюмах передавали не только этнический тип, но и род занятий представителей разных народов Российской империи. Автором первой серии был Жак-Доменик Рашетт (1744–1809), русский скульптор французского происхождения, выпускник копенгагенской Королевской Академии художеств.

В 1779 году Ж.-Д. Рашетт был приглашен в Россию и занял должность модельмейстера Императорского фарфорового завода. В период его многообразной и плодотворной деятельности на петербургском предприятии (1779–1804) были созданы крупные парадные ансамбли, которые относятся к выдающимся произведениям русского декоративно-прикладного искусства.

На аукционных торгах представлена уникальная фигура «Баба казацкая», входящая в серию, созданую Ж.-Д. Рашеттом и выполненная на Императорском фарфоровом заводе еще в период правления Екатерины II. Совершенная по пластике и детализации проработки, работа сделана в неглазурованной фарфоровой массе, имитировавшей античную мраморную пластику, что отвечало изысканным вкусам времени.

«Народности России» Павла Каменского (1907–1917), выпущенные по прошествии века как заказ императора Николая II, должны были кардинально отличаться от одноименной серии Рашетта и иметь иной художественный облик. Два варианта формата — «большой» и «малый» — имели разное предназначение. Большие фигуры получали члены императорской семьи и их окружение. В уменьшенном же размере образцы серии изготавливали для подарков музеям и продажи частным лицам.

Фарфоровая скульптура ГРУЗИНКА-КАРТАЛИНКА Императорского фарфорового завода

Каменский Павел Павлович (1858–1922) с 1886 по 1901 год работал в Дирекции Императорских театров скульптором и декоратором. В 1907 году он принял предложение управляющего Императорским фарфоровым заводом и был утвержден на должность главного скульптора серии. 

Администрацией Императорского фарфорового завода было принято решение основываться не на иллюстрированных изданиях, а использовать в качестве образцов фотографии, манекены и аутентичные костюмы разных народностей, хранящиеся в столичных этнографических музеях. По всем вопросам элементов формы и росписи скульпур руководство ИФЗ согласовало этнографические и антропологические консультации мастеров-фарфористов с музейными сотрудниками и учеными. Каменский, как создатель «фарфорового учебника этнографии», с особой тщательностью относился к изображению национального костюма каждого персонажа, старательно отмечая многовековые обычаи и художественный вкус определенного народа.

Представленные на Аукционе Частных Коллекций №5 несколько экземпляров фигур «большой серии» П. П. Каменского не только отражают приоритеты императора Николая II, но и служат «историческими свидетельствами», не имеющими аналогов в мировой фарфоровой практике. Идеологический посыл серии «Народности России» — демонстрация мощи и величия Российской империи — оказался созвучным и советскому времени. Сразу после революции (1917 — 1919) выпуск скульптур серии не прекращался, но имел ограниченный тираж ввиду технологических сложностей. Они так же, как и до революции, исполнялись в двух размерах: большом и малом. Позже, в 1920-е — 1930-е годы, их начали производить на экспорт. Глобальное отличие фарфоровых «советских народностей» — их «фантазийная» роспись, созданная заводскими живописцами, пренебрегавшими точностью изображения национальных признаков в одежде конкретной модели. В такой авторской трактовке фигуры теряли принадлежность к серии и имели статус отдельных коллекционных скульптур.

Коллекционная подборка хорошо известных по публикациям и музейным институциям скульптур из серии «Народности России», увековечившая истинный образ представителей многочисленных народов огромной империи, будет важнейшим вкладом в серьезное собрание русского искусства.

Фарфоровая скульптура Саратовская крестьянка из серии Народности России

Некоторые лоты текущего аукциона