Коллекция раннего советского фарфора
Аукционный Дом «Александр» представляет уникальные произведения раннего советского фарфора. Через них в полной мере раскрывается одна из самых ярких исторических эпох. Ни до, ни после современная жизнь не отражалась в декоративно-прикладном искусстве с таким живописным новаторством и блеском.
Государственный фарфоровый завод всегда был и остается ведущим центром в художественно-промышленной отрасли, но в 1920-е — 1930-е годы он привлекал к работе над своими скульптурными произведениями лучших художников, разных по манере, но одинаковых по степени одаренности и таланта. Их вдохновение и мастерство позволило создать в фарфоровой пластике новый оригинальный стиль, интерес к которому среди исследователей и коллекционеров не ослабевает до сих пор.
Начиная с момента появления первых образцов, фарфоровые произведения новой эпохи сразу стали коллекционировать, особенно на Западе, куда по инициативе Максима Горького они отправлялись для участия в выставках и ярмарках. Внутри страны фарфоровые художественные изделия продавались через заводской магазин, но они были недоступны рядовому потребителю из-за высоких цен и «оседали» у высших слоев общества. Выставочная история фарфора в СССР в 1920-х — 1930-х годах носила только демонстрационный, никак не коммерческий, характер. Сегодня большинство произведений раннего советского фарфора пополнило фонды музейных институций, а часть разошлась по частным собраниям всего мира.
Интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства, особенно фарфору, отличал эстетов во все времена. Страстью коллекционера движет, как известно, и поиск охотника, и азарт исследователя, и готовность к риску, и желание удачи. А если коллекционный объект — художественное произведение, то необходимы еще любовь к искусству, вкус и умение распознавать истинную ценность произведения.
Ранний советский фарфор всегда был гордостью во многих живописно-графических собраниях выдающихся коллекционеров ХХ века, обладающих тонким вкусом и художественным чутьем. Он оценивался не ниже, чем живопись и графика, и занимал высокое место на шкале приоритетов и коллекционерских пристрастий. XXI век не стал исключением — ранний фарфор Государственного фарфорового завода, получивший высокую оценку современников, вновь стал предметом страстного поиска у коллекционеров по всему миру и занимает одно из главенствующих мест в собраниях высочайшего художественного уровня.
Говоря о фарфоровой скульптуре первых двух десятилетий советской власти, как начинающий, так и опытный коллекционер обязательно назовет имя Наталии Данько (1892–1942), одной из первых создательниц агитационного скульптурного фарфора. За продолжительное — более четверти века — время работы с фарфором Данько сумела добиться в своих произведениях пластической и образной выразительности, выделив советскую мелкую пластику в особый жанр декоративной агитационной скульптуры ХХ века. Работы Наталии Дань ко уже более 100 лет украшают витрины музеев и коллекционеров всего мира. В многогранном творческом наследии мастера — революционные типажи; жанровые композиции, посвященные колхозному строительству, спорту, повседневной жизни; а также — портретные изображения выдающихся представителей советской культуры, сатира на отрицательных персонажей и многое другое. Произведения Наталии Данько уже давно стали хрестоматией советского фарфорового искусства. Они участвовали во многих выставках, где вызывали восхищение зрителей, публиковались в самых разных изданиях, посвященных советской эпохе.
Уникальные и малотиражные предметы Наталии Данько представлены на Аукционе Частных Коллекций №5.
Пополнению моделей, создаваемых на заводе, способствовало также привлечение к сотрудничеству множества сторонних скульпторов, воплотивших свои замыслы в фарфоровой пластике. Статуэтки Т. О. Давтяна, Н. В. Крандиевской, О. М. Мануиловой, А. Т. Матвеева, Ш. А. Мурадова, Е. Р. Трипольской, Я. А. Троупянского и А. В. Яковлева всегда пользовались большой популярностью у коллекционеров и почитателей фарфора.
«Агитационный фарфор» — это уникальное явление в мировой культуре. Пропаганда нового порядка вещей неизбежно должна была проводиться в советском государстве посредством визуальных образов. Агитационно-массовое искусство первых лет советской власти стало цельным и выдающимся направлением в художественной жизни ХХ века. Однако сегодня оно больше известно по фотографиям и документальным съемкам. Подлинные произведения тех лет не сохранились: ни росписи агитационных поездов и пароходов, ни монументальная скульптура (за исключением нескольких работ), ни изобразительные панно для оформления праздников и торжеств. Все, что осталось от этого некогда обширного течения, — это хрупкие декоративные произведения агитационного фарфора, практически, единственные свидетели истории. Именно они по сей день своими высокохудожественными качествами доносят до нас тот «творческий взрыв», который дал толчок развитию нового направления в фарфоровом искусстве. Сегодня эти предметы наряду с изделиями Фаберже, русской иконописью и живописью авангарда считаются вершинами русского (раннего советского) искусства, а также гордостью музеев и частных собраний всего мира.
На аукционных торгах представлено и творчество Сергея Чехонина (1878–1936), одного из главных создателей агитационного фарфора (1918–1923), мастера книжной и журнальной графики, портретной миниатюры и расписной эмали. «Виртуозом кисти» были созданы первые образцы фарфора, к которым относится тарелка с лозунгом «Кто не с нами — тот против нас», размещенным по борту и дополненным цветочным орнаментом.
Вместе с Чехониным создавали новый «советский стиль фарфора» и другие выдающиеся художники. В отличие от первых чехонинских тарелок, где агитировал только текст, Александрой Щекатихиной-Потоцкой и другими мастерами создаются произведения, где целью ставится стремление связать в единую композицию тексты с сюжетными изображениями. Многие приемы в решении шрифта и композиции надписей были впервые в истории фарфора применены в эти годы.
В творчестве мастеров Государственного фарфорового завода нашли отражение все художественные направления в искусстве того времени, чему способствовала позиция администрации предприятия. Разнообразие, изысканное мастерство и творческая свобода художников в воплощении широчайшего спектра новых иконографических мотивов способствовали тому, что ранний фарфор первых лет советской власти получил непреходящее культурное значение и стал одной из вершин художественных процессов ХХ века.
Современному коллекционеру XXI века не представляется возможным собрать все произведения раннего советского периода, которые выпускались заводом, но тем и интересна каждая индивидуальная коллекция этого яркого явления художественной культуры, ведь при ее составлении хозяин действует выборочно, находя и привлекая в собрание предметы, в которых ярче, по его мнению, отразился «пульс времени» новой эпохи и которые демонстрируют характерный стиль исполнения: с новаторской экспрессией пластики, силой цвета и общим динамизмом рисунка. Такой подход позволяет собрать частную коллекцию, сопоставимую по ценности с лучшими музейными собраниями.
Представленная коллекция фарфора большей частью опубликована в литературе (Э. Самецкая. Советский фарфор 1920–1930-х годов в частных собраниях Санкт-Петербурга, 2006), она позволяет проследить основные этапы творческого развития ведущих мастеров Государственного фарфорового завода и в полной мере отражает раннее развитие молодого Советского государства — от «переходного» периода 1917–1918 гг. до конца 1940-х гг.