Виллевальде Свидание

Представленное на аукционе собрание составляют работы известных русских живописцев и графиков середины XIX — первой половины XX столетия. Здесь можно увидеть первоклассные произведения, относящиеся к разным жанрам, стилям и направлениям отечественного изобразительного искусства за более чем вековой период.

Самая ранняя работа принадлежит кисти крупнейшего мастера городского пейзажа Василия Семёновича Садовникова (1800–1879). Созданный им в 1837 году акварельный рисунок изображает Казанский собор в Санкт-Петербурге со стороны Невского проспекта. За долгую творческую жизнь В. С. Садовников не раз обращался к образу одной из узнаваемых «визитных карточек» Северной столицы. С 1840‑х годов художник работал по заказам императорского двора и аристократических кругов Санкт-Петербурга, исполняя по большей части виды и интерьеры дворцов и усадеб. Его колоссальное творческое наследие является уникальной «акварельной летописью» великосветского образа жизни середины и второй половины XIX века.

Михаил Александрович Зичи (1827–1906), венгр по происхождению, был прирожденным рисовальщиком. Приехав в Россию в качестве преподавателя рисования великой княжны Екатерины Михайловны, он органично вжился в атмосферу всеобщего увлечения искусством графики. Известие о талантливом венгре, несмотря на его молодость, быстро распространилось в аристократических кругах столицы, и у него появилось множество поклонников и учеников. Слава и невероятная популярность художника росли с каждым годом, и вскоре М. А. Зичи стал придворным живописцем, сохранив этот пост при трех императорах — Александре II, Александре III и Николае II. Основной сферой творческой деятельности М. А. Зичи вне придворной службы становятся искусные, отличающиеся непревзойденным мастерством и роскошью рисунки на бумаге в акварельной и смешанной технике. Художник создает несколько серий мелодраматических сценок из жизни обманутых девушек, множество вакханалий и оргий не самого утонченного вкуса, а также свои известные фривольные «застолья». Именно к такого рода работам можно отнести «Любовный напиток», исполненный мастером в 1868 году. При взгляде на это произведение вспоминаются слова подлинного знатока искусства барона Н. Н. Врангеля, который отмечал незаурядный талант М. А. Зичи и писал, что «этот капризный и разнузданный мастер был все же удивительный виртуоз» (Старые годы. 1909. Октябрь. С. 549).

Наиболее полно и разнообразно в коллекции представлен жанр пейзажа. Картина «На берегу реки» (1879) принадлежит кисти крупного передвижника Александра Александровича Киселёва (1838–1911), специализировавшегося на изображении природы средней полосы России. Творчество Ивана Павловича Похитонова (1850–1923) стояло чуть в стороне от основного направления развития русской пейзажной живописи второй половины XIX века, связанного с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок, так как дарование живописца сформировалось под влиянием французской художественной среды. В небольшой работе «Уборка картофеля. Жабовщизна», созданной мастером в начале 1900‑х годов, явно ощущаются реалистические тенденции художников Барбизонской школы, особенно знаменитых Ж. Б. К. Коро, Ш. Ф. Добиньи, Ж. Ф. Милле и Т. Руссо.

Капустин Крымский берег при лунном свете

К более молодому поколению художников-пейзажистов можно отнести Григория Ивановича Капустина (1865–1925) и Константина Александровича Вещилова (1878–1945). Г. И. Капустин, почти всю жизнь проживший в Крыму, явно испытывал значительное влияние творчества И. К. Айвазовского, о чем свидетельствует его работа «Крымский берег при лунном свете» (начало XX века). К. А. Вещилов, напротив, — совершенно самостоятельный мастер, один из самых талантливых воспитанников великого И. Е. Репина, который называл его «личным учеником». Написанная им в 1914 году удивительная по колориту картина «Лесенка на острове Капри» показывает всю многогранность таланта художника, который как никто другой мог с помощью кисти и красок передать красоту средиземноморской природы. Позже, уже находясь в эмиграции, К. А. Вещилов неоднократно бывал на Капри, черпая вдохновение в пейзажах этого восхитительного острова.

Батальный жанр в собрании представлен монументальным полотном «Утро в селении Брестовец» (1881), созданным Павлом Осиповичем Ковалевским (1843–1903). Художник необыкновенного таланта, ученик одного из крупнейших отечественных мастеров батальной живописи профессора Б. П. Виллевальде, непосредственный участник Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, П. О. Ковалевский всю жизнь оставался в тени своего более одаренного современника В. В. Верещагина. В отличие от последнего, посетившего почти все «горячие точки» планеты в поисках новых сюжетов, П. О. Ковалевскому на всю жизнь хватило впечатлений от одной войны.

Еще один баталист, Александр Богданович Виллевальде (1857–?), сын и ученик упоминавшегося выше профессора Б. П. Виллевальде, представлен картиной «Свидание» (1890), которую можно отнести к редкому для конца XIX столетия жанру «галантных сцен». Нетипичное для творчества мастера произведение, вероятно, было исполнено под впечатлением от поездки в Италию, которую художник совершил в 1884–1888 годах в качестве пенсионера Императорской Академии художеств.

Особое место в представленной коллекции принадлежит работе Алексея Алексеевича Харламова (1840–1925), выдающегося мастера детских головок и женских портретов, большую часть жизни прожившего во Франции. Верный последователь знаменитого французского салонного портретиста Леона Бонна, А. А. Харламов вслед за учителем удачно воссоздавал в своих произведениях внешний вид классической живописи — Рембрандта, итальянцев XVII столетия, старых испанских мастеров. В этой легко узнаваемой манере исполнен дивный «Натюрморт с розами и гвоздиками» (конец XIX века) — редкое для творчества «русского Леона Бонна» полотно, соединившее в себе живописные традиции нескольких европейских школ.

Многие художники рубежа XIX–XX столетий — Серебряного века — большое внимание уделяли театру. Одним из самых крупных театральных художников в русском искусстве считается Константин Алексеевич Коровин (1861–1939). С 1885 по 1904 год он был ведущим декоратором Частной русской оперы С. И. Мамонтова, а с 1900 года работал в Императорских театрах Санкт-Петербурга и Москвы. За этот период были поставлены десятки выдающихся оперных и балетных спектаклей с декорациями и костюмами по эскизам К. А. Коровина. Несколько редакций выдержал и балет «Конёк-Горбунок, или Царь-Девица», самые ранние коровинские рисунки к которому датируются 1901 годом. Серия из пяти эскизов костюмов к балету «Конёк-Горбунок» была создана мастером, предположительно, в 1914 году. В них сразу узнается поздний К. А. Коровин, в графике которого органично сочетались рафинированная отточенность штриха и импрессионистическая манера изображения.

Особняком в русском искусстве стоит творчество художника-символиста Николая Константиновича Калмакова (1873–1955). Неоцененный при жизни и почти забытый после смерти, он был заново «открыт» лишь в начале XXI века. Завораживающая фантастическая живопись Н. К. Калмакова, вдохновленная искусством Древнего Востока, немецким романтизмом и мистицизмом начала ХХ столетия, поражала современников неординарной трактовкой религиозных сюжетов, откровенным эротизмом. Такой видится и «Восточная танцовщица», созданная художником в 1915 году, на пике его своеобразной славы.

Революция 1917 года положила конец привычному укладу жизни. Многие художники были вынуждены навсегда покинуть свою родину. Массовый отток «квалифицированных кадров» породил особое явление, получившее название «русская художественная эмиграция». Яркой звездой первой волны этой эмиграции был Александр Евгеньевич Яковлев (1887–1938). Один из лучших выпускников Императорской Академии художеств 1913 года, в 1917 году он отправился в долгое путешествие по странам Дальнего Востока, по окончании которого в 1919 году перебрался во Францию, где снискал лавры виртуозного рисовальщика. Всемирную славу А. Е. Яковлеву принесло участие в двух беспрецедентных автопробегах по Африке («Чёрный рейд»; 1924–1925) и Азии («Жёлтый рейд»; 1931–1932), организованных французским концерном «Ситроен». Во время этих трудных путешествий художник постоянно работал, создав великолепную сюиту портретных и этнографических рисунков, один из которых — «Мать и дитя. Хюэ» (1932), написанный во Французском Индокитае, — представлен в настоящем собрании.

К младшему поколению художников первой волны русской эмиграции принадлежал и Александр Борисович Серебряков (1907–1995), сын знаменитой З. Е. Серебряковой. Воспитанный в известной петербургской художественной семье, в юные годы испытавший сильное влияние талантливых родственников матери — А. Н. Бенуа и Е. Е. Лансере, А. Б. Серебряков имел классический вкус и крепко поставленную руку. В 1925 году, перебравшись к матери во Францию, молодой художник начал поиски индивидуального стиля. К середине XX века он уже известный французский художник, специализация которого — видовая и интерьерная графика. Наследуя своим великим предшественникам в области этого жанра — Э. П. Гау, Л. О. Премацци, К. А. Ухтомскому и, разумеется, В. С. Садовникову, А. Б. Серебряков создает несколько архаичные, но совершенно роскошные акварельные «портреты интерьеров». Пик популярности мастера пришелся на 1940– 1950‑е годы, когда им были созданы интерьеры поместья Дичли близ Оксфорда, которое в период Второй мировой войны неоднократно посещал премьер-министр Великобритании У. Черчилль.

Самые поздние по времени написания картины в собрании принадлежат кисти Александра Семёновича Шендерова (1897–1967) — крупного советского живописца и графика, чье творчество стало продолжением традиций мирискусников. Талантливый ученик М. В. Добужинского и К. С. Петрова-Водкина, А. С. Шендеров по‑настоящему смог раскрыть свое дарование лишь в последние годы жизни. Именно к этому времени относятся его работы «Выход слонов» и «Вальс. Сиреневый конь» (обе — 1967), которые вместе с другими полотнами составляют цикл «Воспоминания о цирке». Благодаря этой фантастической живописной сюите имя А. С. Шендерова оказалось навсегда вписано в историю отечественного изобразительного искусства.

Столь редкая по качеству и количеству «первых имен» коллекция нечасто появляется на открытых торгах. Почти все произведения имеют солидный провенанс, неоднократно выставлялись на крупных аукционах и участвовали в музейных экспозициях, что свидетельствует об их безусловной подлинности. Собранная с умом и вкусом, представленная коллекция может занять достойное место в любом художественном музее или частном собрании.

Лукьянов Е. А.,
историк искусства, старший научный сотрудник Государственного исторического музея, хранитель фонда русской графики XVIII — начала XX века

Садовников Казанский собор в Санкт-Петербурге