Войти / Регистрация

РУССКОЕ ЧЕРНЕВОЕ ИСКУССТВО

Черневая чарка

Среди технических приемов отделки изделий из серебра и золота с древнейших времен известно чернение. Чернь — это особый сплав из серебра, меди, олова, свинца и серы. Пропорции и составе менялись на протяжении веков; по сути в каждом центре производства, а то и у каждого мастера были свои рецепты. Черный цвет позволяет подчеркнуть нанесенный узор, сделать его более ярким, а кроме того чернь, будучи по сути металлом, обычно плотно приваривается к поверхности, на которую нанесена, и держится на ней гораздо надежнее, чем, например, хрупкая стекловидная масса эмали. Чаще всего чернь использовалась с гравированными рисунками, именно в этом случае наиболее хорошо проявлялись ее свойства. Первые известные образцы были исполнены еще в Древнем Египте, а в России этот способ применялся с домонгольского времени, и уже в XII веке Теофил, автор западноевропейского трактата о технике ювелирного дела, отмечал успехи русских мастеров в работах с чернью.

Производство таких изделий стало более или менее массовым к XVI веку. В это время основным центром изготовления бытовых и ювелирных предметов с применением чернения была Москва, хотя Киев, Новгород, Владимиро-Суздальская земля, Рязань и другие регионы также имели мастеров, успешно использовавших эту технику в своей работе; заметным явлением стал центр черневого искусства в Великом Устюге. Лучшие мастера трудились в Государевой Серебряной палате в Москве, а в XVII веке к ним неоднократно приезжали серебряники из Византии, не только работавшие на заказ, но и обучавшие своим приемам ремесла.

Перенос столицы в Петербург и введение Петром I моды на все западное привели к резкому сокращению количества заказов, исполненных в технике черни. В XVIII веке черневое искусство в Москве пришло в упадок настолько серьезный, что в 1745 году из Великого Устюга в Москву был отправлен мастер Михаил Климшин для организации производства и набора учеников. Влияние технических приемов, характерных для северной черни, прослеживается в Москве вплоть до самого конца столетия. Мастера из Великого Устюга не только помогли восстановить черневое искусство в Москве, но и способствовали его распространению по многим северным городам, таким как Вологда, Вятка, Архангельск, Тобольск и другие.

В XIX веке в развитии черневого промысла произошли заметные изменения. Постепенно ослабели наиболее мощные художественные школы, в первой половине столетия на русском Севере вперед выдвинулись вологодские мастера Иван Зуев и Скаредон Скрипицын. В Санкт-Петербурге по‑прежнему было мало мастеров этой техники, а вот Москва взяла грандиозный реванш за время, потерянное в первой половине предыдущего столетия. В XIX веке московские серебряники стали в огромных количествах выпускать черневые предметы с растительными орнаментами, жанровыми сценками, портретами героев войны 1812 г. и видами русских городов, чаще всего Москвы или Санкт-Петербурга. К середине века в Москве было много мелких мастерских, выпускавших продукцию разного качества, но кроме них с чернью работали такие гиганты серебряного дела, как Игнатий Сазиков, Иван Хлебников, Павел Овчинников, Василий Семёнов. К концу века все меньше оставалось возможностей для маленьких мастерских и все большую долю рынка занимали крупные мастера. Это поставило на грань уничтожения традиционное ремесло в северных губерниях, а в Великом Устюге к началу ХХ века остался только один мастер, работавший с чернью, М. П. Чирков, и хотя он сохранил в своем творчестве все лучшие находки предшественников, однако работы его крайне редки. В Москве к началу ХХ века также осталось крайне мало мастеров, чернь стала выходить из моды.

В советское время традиции русского черневого искусства были продолжены. В 1929 г. по инициативе Михаила Павловича Чиркова при поддержке государства была создана мастерская «Северная чернь», позднее выросшая в артель, а потом и в комбинат.

Черневая ложка