Камнерезное искусство современной России
Аукционный Дом «Александр» представляет уникальную коллекцию современных произведений камнерезной пластики, созданную лучшими отечественными мастерами из Санкт-Петербурга, Урала и Сибири. Именно в этих регионах началось возрождение камнерезного дела в нашей стране. Первые работы в камне, появившиеся в 1970‑е годы, в основном были ориентированы на стилистику работ фирмы Фаберже. Однако уже к концу следующего десятилетия наши мастера, освоив базовые навыки работы с твердым камнем и изучив технологические секреты ремесла, начали поиск собственного художественно-пластического языка. С тех пор этот процесс постоянно продолжается, несмотря на все катаклизмы и кризисы, и в каждом регионе постепенно формируются свои традиции камнерезного искусства.
На аукционе представлены практически все основные направления современной камнерезной пластики: жанровая миниатюра, анималистика, флористика. Самый масштабный раздел составляют жанровые композиции, выполненные из твердых пород камня в технике полихромной объемной мозаики. Тематика таких композиций поражает своим разнообразием — сказочная, военная, фольклорная, экзотическая, мифопоэтическая, изображения исторических деятелей, представленные в основном мастерами из Екатеринбурга, где с камнем работают уже несколько столетий. Разнообразны и художественные решения этих тем: от миниатюрных одиночных фигурок с откровенными аллюзиями на работы фирмы Фаберже до масштабных настольных скульптур и сложных композиций с обилием виртуозно выполненных ювелирных деталей. В этих композициях искусно собраны десятки фигур, вырезанных из различных пород камня, которым так богата уральская земля. Таковы, например, композиции «Ковчег», «Восточный танец», представленные известной екатеринбургской камнерезной мастерской «Святогор». Эта же мастерская представила на аукцион величественную композицию «Россия», выполненную в виде фигуры женщины в доспехах. Скульптура вырезана из различных пород цветного камня, изящно дополнена ювелирными деталями, в том числе изображающими императорские регалии, и воплощает аллегорический образ дореволюционной России с ее девизом «За Веру, Царя и Отечество», символически перекликаясь с актуальной сегодня тематикой защиты страны.
Работы мастеров-камнерезов в блокированной миниатюре разнятся художественным подходом к воплощению той или иной темы: в одних композициях доминирует сюжетное начало и подчеркивается «героизм» образов, в других преобладает гротеск или ирония в трактовке персонажей, в третьих развивается «сказочный» сюжет. Одни мастера предпочитают достаточно яркую цветовую гамму, другие — более сдержанную, сбалансированную палитру. Но все работы выполнены в очень сложной и трудоемкой технике, их декоративное богатство достигается скрупулезной камнерезной работой, когда композиция, согласно эскизу и модели художника, собирается из отдельных кусочков цветного камня в объемную вещь, часто обогащаясь сложными ювелирными деталями. Эти работы хочется рассматривать снова и снова, удивляясь поразительному умению мастеров «вытащить» из камня его пластические и декоративные свойства и максимально использовать их в работе.
Органично дополняют объемную полихромную миниатюру декоративные мозаики-панно мастеров из Уфы, филигранно собранные из плоско нарезанных кусочков разноцветных камней с естественными градациями тона и узорами текстуры в технике «флорентийской мозаики» — pietra dura, известной еще с эпохи Возрождения. Темой мозаик часто являются сюжеты живописных полотен известных мастеров различных эпох и стилей, или же панно созданы по самостоятельным эскизам художников, как, например, декоративное панно «Иван да Марья», выполненное с потрясающим мастерством.
Весьма разнообразными работами представлен на аукционе и активно развиваемый отечественными камнерезами жанр анималистики. В одних композициях явно прослеживается желание передать точные анатомические особенности животного, характерную пластику его движений, мимику, настроение. В других ощущается стремление воплотить в работе более сложные понятия — символ, метафорическое начало, передать накал страстей «высокого» искусства, как это сделал петербургский художник С. Фалькин в работе «Белореченский бык». Не менее выразительна и композиция «Человек-Волк» еще одного известного петербургского камнереза — Г. Пылина, который блистательно вырезал в едином блоке камня сложный образ-метафору, олицетворяющую двойственность человеческой природы.
Флористический жанр — еще одна традиционная и любимая тема камнерезного искусства. Основное внимание в представленных произведениях обращает на себя виртуозная камнерезная работа, воплощающая органику природных форм, кратковременную и ускользающую красоту цветка, его иллюзорную достоверность. Однако наряду с «жизненной правдивостью» цветочных композиций им присуща и некая условность, достигнутая применением ювелирных деталей.
Большинство работ, представленных на аукционе, — это совместный труд разных мастеров, чье творчество, несомненно, вызывает уважение и восхищение. Они достойно демонстрируют высокий уровень отечественного камнерезного искусства, вселяя надежду, что оно будет успешно развиваться и в будущем.
Габриэль Г. Н.,
кандидат искусствоведения, член Союза художников России, Международной ассоциации искусствоведов (АИС)