Деисус, с ярославскими святыми князьями
Конец XVII в.
Оружейная палата, ярославский мастер
Дерево, левкас, темпера, золочение (двойник), серебрение
80,3 × 106,8 × 2,9 см
Публикации: Бусева-Давыдова, 2008/2
Цв. вкладка, ненум. илл. (последняя четверть XVII в.)
С экспертным заключением: ЦМиАР, № 252, 16 июня 2020 г., Н. И. Комашко, М. В. Казнов, Ж. Г. Белик (конец XVII в., Ярославль); акт комплексной экспертизы № 151, В. В. Баранов (конец XVII в., Оружейная палата)
Ядром композиции служит Деисус с четырьмя фигурами предстоящих вокруг престола Спасителя. Он близок по иконографии часто встречающимся в XVII в. иконам так называемой Седмицы и иным схемам того же рода с разным количеством персонажей.
В левой части композиции (одесную Христа) представлены стоящий князь-инок Феодор Ростиславич и его юные сыновья Давид и Константин, павшие ниц у подножия трона. Справа от зрителя симметрично Феодору изображен князь Василий Ярославский с братом Константином, который тоже припадает к подножию Спасителя.
Троица князей во главе с Феодором была известна и за пределами Ярославля, но почитание их старших родственников Василия и Константина (представителей изначальной ярославской династии) являлось сугубо местным. Разные варианты композиций с фигурами всех пятерых чудотворцев, известные с середины XVII в., были широко распространены в Ярославле, встречались в близлежащих городах, но в целом оставались явлением именно ярославской культуры. Это обстоятельство позволяет считать, что публикуемый образ, центральной темой которого является заступническое моление всего сонма святых ярославских князей, создан в самом Ярославле для какого‑то храма, находившегося в этом городе или в сфере его влияния.
Композиция памятника не находит аналогий.