Окимоно «Мастер икэбана»
Мастер Удагава Кадзуо (яп. 宇田川 和雄)
Токио, вторая половина периода Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, полировка, гравировка, тонирование
Высота: 26 см
С экспертным заключением
Изображен мужчина, который создает цветочную композицию в храмовой вазе нагэирэ, выполненной в китайском стиле и украшенной стилизованным изображением дракона. Мужчина стоит в полный рост перед специальной деревянной подставкой для составления цветочных композиций. В руках у него ножницы для икэбана. Внизу подставки прикреплены бамбуковые сосуды для хранения цветов, в которых находятся распустившиеся ирисы. Ирисы расцветают в июне, когда в Японии особенно сильны ветра. Мастер напоминает об этом, изображая полотенце тэнугуи на голове мужчины: размотавшись под дуновением ветра, оно слегка накрывает стоящие в вазе ирисы.
Икэбана (яп., досл. «живые цветы») — традиционное японское искусство компоновки цветов. Первоначально оно имело религиозную направленность: композиции из цветов выступали в роли подношений богам в японских храмах. Впоследствии икэбана оформилось в самостоятельное искусство.
На обороте подставки выгравированы скорописные иероглифы «和雄刀», которые читаются как «Кадзуо то:», и печать из четырех иероглифов «宇田川製», читающаяся как «Удагава сэй», что переводится как «вырезал Кадзуо, создал Удагава». Это подпись Удагавы Кадзуо (яп. 宇田川 和雄) — известного скульптора периода Мэйдзи, работавшего со слоновой костью и бронзой в Токио в 1900–1910 годах. Его настоящее имя было Удагава Сутэдзиро (яп. 宇田川 捨次郎). В 1906 году он стал одним из главных скульпторов Токийской школы изобразительных искусств. Работы мастера были представлены на выставках Токийской ассоциации скульпторов в 1898 и 1902 году и получили высшие награды. Также Удагава Кадзуо участвовал в третьей (1890) и пятой (1903) внутрияпонских выставках, на Международной выставке в Париже в 1900 году, в Сент-Луисе в 1904 году, а также в Лондоне в 1910 году. Одна из работ Удагавы Кадзуо включена в постоянную экспозицию японского отделения Музея Эшмола, Оксфорд.
Аналогии:
1. 美術画報 十一編巻七 [The magazine of Japanese art. Vol XI. № 7]. Tokyo: Gahosha, 1902.
2. 美術画報七編巻七 [The magazine of Japanese art. VII. № 7]. Tokyo: Gahosha, 1900.
3. Kwanjiro Yamashita. The Illustrated Catalogue of Japanese Fine Art Exhibits in the Art Palace at the Louisiana Purchase Exposition, St. Louis, Mo., U. S. A. Kobe, 1904.
4. The Shoto Museum of Art. History of Japanese ivory carving. Gebori Okimono and Shibayama of Meiji Period. Tokyo, 1996. Р. 105, 174.
5. 明治期万国博覧会美術品出品目録 [Catalogues of Objects Exhibited at International Expositions in the Meiji Era]. Tokyo: Chuo Koron Bijutsu Shuppan, 1997. Р. 142.
6. Earle Joe. Splendors of Imperial Japan: Arts of the Meiji Period from the Khalili Collection (Khalili Exhibition Catalogues). London, 2002. P. 376, 380.
7. Impey Oliver & Seaman Joyce. Japanese Decorative Arts of the Meiji Period. Ashmolean Museum. Oxford, 2005. P. 68.
8. Рыбалко С. Б. Улыбка богов: японская миниатюрная пластика. Х.: Фолио, 2006. С. 118.
9. Bordignon Laura. The Golden Age of Japanese Okimono. Suffolk, 2010. Р. 226, 227.
10. An illustrated catalogue of Japanese modern fine arts displayed at the Japan-British exhibition, London, 1910 / The office of the Imperial Japanese Government Commission to the JapanBritish exhibition. Tokyo: The Shimbi Shoin, 1910. Section Sculptures № 100.