Богоматерь Целительница
Середина XIX в., Гуслицы
Дерево, левкас, темпера, золочение
Оклад — третья четверть XIX в. Медный сплав, штамп, чеканка, канфарение, гравировка, серебрение, золочение
44,3 × 36,3 × 2,7 см
Сюжет входит в группу поздних богородичных икон, представляющих собой не портрет Богоматери с Младенцем, а сцену явления Девы Марии верующему.
Финальная новелла «Руна орошенного», по признанию автора заимствованная из труда латинского автора XI в. — монаха-бенедиктинца Петра Дамиани, сообщает о том, как Богородица явилась тяжело больному клирику «Нивирнинской церкви» (Невер, Франция), который имел обыкновение каждый час приветствовать ее словами «Радуйся, благодатная». Когда клирик готовился к смерти, перед ним предстала Богоматерь, окропившая его уста млеком из своей груди, после чего клирик получил полное исцеление и вернулся в ряды церковных певцов.
Стиль живописи, в том числе личное письмо с темно-коричневым санкирем и скупая колористическая гамма со звучными пятнами густого зеленого и вишнево-красного цветов, а также манера исполнения именующей надписи позволяют связать икону с одной из мастерских, действовавших в подмосковных Гуслицах. Памятник относится к эпохе, когда местные иконописцы уже выработали собственный стиль, сохранявшийся на протяжении следующих десятилетий.