Три отрока в пещи огненной
Конец XIX в., Москва
Федосеевская мастерская (?)
Дерево, левкас, темпера, золочение
31 × 26,8 × 2,6 см
История трех вавилонских отроков-иудеев, которые отказались поклониться истукану, сооруженному царем Навуходоносором, были брошены им в пылающую печь и спаслись от смерти благодаря заступничеству ангела Господня, описана в Книге пророка Даниила (Дан. 3).
В Новое время сюжет оставался крайне редким. К нему могли обращаться в рамках учебного копирования древних памятников — так, в начале XX в. образ Емельяна Москвитина был воспроизведен в экзаменационной работе мстёрского мастера Ивана Меркульева, очевидно, обучавшегося в школе Комитета попечительства о русской иконописи.
Публикуемый памятник продолжает ряд старообрядческих икон трех отроков. Его композиция, включая граненую форму печи, в целом близка иконе Емельяна Москвитина. Однако образцом послужила не она, а рисунок из Строгановского лицевого подлинника раннего XVII столетия (БАН. Строг. № 66; Строгановский иконописный лицевой подлинник, 1869).
Произведение отличается скупостью и архаизмом художественного решения, явно имеющими программный характер. Изысканная сдержанность живописных приемов и строгость колорита соответствовали вкусам представителей многих течений старообрядчества и воспринимались как подражание средневековым «новгородским письмам», которые стали цениться к концу XIX в. (Игнатова, 2009). Стиль письма и конструкция доски допускают версию о мстёрском происхождении мастера, работавшего для московских и иногородних беспоповцев.