Богоматерь Взыскание погибших
Конец XIX — начало XX в., Москва
Мстёрский мастер
Дерево, паволока, левкас, темпера, чеканка по золоченому левкасу
31,2 × 26,1 × 2,7 см
У истоков формирования иконографии Богоматери Взыскание погибших, как и многих других поздних богородичных икон, лежала западноевропейская гравюра.
Название «Взыскание погибших» восходит к тексту известной на Руси с XVII в. повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане», в которой именно с этим эпитетом герой повествования обращается к Богоматери во время молитвы.
Автор иконы из собрания И. А. Сысолятина использовал образец, в котором сочетаются черты обоих изводов, а западноевропейская барочная основа почти полностью нивелирована: Мария изображена с покрытой платом с золотой сеткой головой, ее одеяние моделировано условными жесткими складками, характерными для мстёрской традиции, отсутствуют архитектурный стаффаж и пейзаж, которые так полюбились русским иконописцам академического плана. Личное с его мягкой моделировкой, своеобразными плавями в сочетании с отборкой напоминает некоторые работы В. П. Гурьянова и его мастерской. В декоре иконы применено золото разных оттенков — холодного и теплого, — что традиционно для искусства Мстёры.