Войти / Регистрация

Богоматерь Одигитрия

Лот №1
Закрытие лота: 07.12.2023
Цена: 6 400 000
Ставка Логин Время

Вторая четверть — середина XVI в., Ростовские земли
Дерево, левкас, темпера
72 × 61 × 3 см
Приобретена в Германии
Реставрирована до поступления в собрание
Доска хвойной породы, из двух частей. На обороте две врезные встречные шпонки, вероятно, иной породы; нижняя шпонка сквозная
Публикации: Galerie Ilas Neufert, 1979. N 1; Россия в ее иконе, 2022. Т. I. Кат. 7. С. 34–37 (А. С. Преображенский)

Богоматерь Одигитрия (греч. «Путеводительница») — один из самых распространенных вариантов изображения Богоматери с Младенцем в византийском и русском искусстве. В этом иконографическом изводе Младенец сидит на левой руке Богоматери, правой рукой Он благословляет, в левой держит свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя).

Крупный храмовый образ Богородицы воспроизводит один из вариантов Одигитрии, характерный для русского искусства XV–XVI веков1. В поздней традиции, очевидно сложившейся в старообрядческих кругах, а до недавнего времени — и в научной литературе, подобные композиции и их «зеркальные» версии известны как образы Богоматери Грузинской. Этот эпитет основан на сходстве подобных произведений с чудотворной Грузинской иконой из Красногорского монастыря на Пинеге, которая попала в Россию в 1620-е годы и прославилась чудесами в середине — второй половине XVII столетия. Данный иконографический тип возник и распространился гораздо раньше, его выработали новгородские мастера XV века. Скорее всего, прототипом большинства подобных памятников стал несохранившийся образ, который находился в новгородском Софийском соборе и, как предполагают исследователи, пользовался широким почитанием.

Икону отличают особая интенсивность колорита и крайне выразительный прием моделировки личного широкими поверхностями кирпично-красного цвета, дополненные яркими и протяженными линиями пробелов. При всей необычности этого решения произведение можно отнести к группе памятников, связанных со среднерусской (ростовской?) традицией, но принадлежащих к ее малоизвестным вариантам. Своеобразие художественного языка, оригинальность манеры мастера превращают икону в незаурядное произведение этого круга.

 


1 Здесь и далее в описаниях приведены материалы каталога: Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XVI века из собрания Игоря Сысолятина. Каталог выставки. Музей русской иконы имени Михаила Абрамова. В двух томах / Составитель и научный редактор А. С. Преображенский. М., 2022.