Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939) «Новичок»
1911 г.
Холст на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера
47,5 × 47,5 см (в свету); в раме — 69 × 68 см
На обороте надпись: Новичокъ // Борис Григорьев. // 911. // Viena
Провенанс: коллекция А. Е. Бурцева, Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград; коллекция семьи Тимофеевых, Ленинград — Санкт-Петербург
Выставки: Санкт-Петербург, Императорская Академия художеств, 1911; Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 2019; Санкт-Петербург, Музей Фаберже, 2023
Публикации: Каталог Отчетной выставки Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. СПб, 1911. С. 20, № 210, 14;
Художник Борис Дмитриевич Григорьев и его творчество. Из коллекции Александра Евгеньевича Бурцева. Вып. 3 // Мой журнал. Для любителей искусства и старины. 1913. Т. 4. № 10. С. [1];
Борис Григорьев. 1886–1939. СПб., 2007. С. 112–113;
Три петербургские коллекции / Государственный Русский музей; науч. рук. Е. Н. Петрова. Т. II. СПб., 2019. С. 77, кат. 100;
Борис Григорьев. «Первый мастер на свете». [Каталог выставки] / Куратор и науч. рук. выставки Т. Галеева. СПб., 2023. С. 49
Экспертное заключение ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря
Картина «Новичок» занимает особое место в творчестве Б. Д. Григорьева. Она была исполнена в 1911 году, когда художник вольнослушателем посещал мастерскую Н. Н. Дубовского в Императорской Академии художеств. Известно, что в годы обучения Б. Д. Григорьев много путешествовал по Европе. Видимо, в 1911 году он побывал в столице Австро-Венгрии, так как на обороте полотна имеется авторская надпись, в которой упомянута Вена как место создания картины.
Начиная с 1910 года Б. Д. Григорьев иллюстрировал присловия и русские народные сказания, которые записывал во время этнографических экспедиций издатель и меценат А. Е. Бурцев. Эти рисунки художника были выполнены в экспрессивной гротескной манере с деформацией натуры и искажением пропорций для усиления эмоциональной выразительности образов.
Авторское название картины позволяет трактовать необычный сюжет как угрозу нечистой силы народившемуся младенцу. Очевидно, что произведение появилось под влиянием фантастических образов народных сказок и преданий, чрезвычайно увлекавших Б. Д. Григорьева в начале 1910‑х годов.
«Новичок» экспонировался в Императорской Академии художеств в 1911 года, а затем попал в коллекцию А. Е. Бурцева, обладавшего самым большим собранием работ Б. Д. Григорьева.