Степан Фёдорович Колесников "На охоте"
1916 г.
Дерево, масло
45 × 55 см; в раме — 64 × 73 см
Слева внизу подпись и дата: С. Колесников // 1916
На обороте бумажная наклейка с надписью: На охоте // цена 550 руб.
Провенанс: коллекция И. Н. Канторовича, Ленинград — Санкт-Петербург
Творческий метод С. Ф. Колесникова строился на безграничной верности натуре, чутком восприятии характерных мотивов природы, навыках пленэрной живописи, привитых его первым учителем — К. К. Костанди. Любимой темой художника было состояние южнорусской и украинской природы во времена ее бурного пробуждения — таяния снегов, половодий, веселых весенних дней. С большим мастерством он писал и жанровые композиции, населенные людьми и домашними животными. При этом на полотнах С. Ф. Колесникова редко где можно увидеть четко выписанные лица персонажей. Художник также известен своими многочисленными этюдами с натуры и подготовительными эскизами, очень богатыми и разнообразными по содержанию.
Картина «На охоте» создана в начальный, российский, период творчества художника. Работа исполнена в пастозной манере и носит несколько эскизный характер. Художник выбрал свой излюбленный мотив пограничного состояния природы: изображена ранняя весна, когда снег почти сошел, а растительность еще не начала пробиваться. Помещая на передний план стаффажную фигурку охотника, художник намеренно придает чистому пейзажу жанровый оттенок.
- • Степан Фёдорович Колесников (1879, Адрианополь, Екатеринославская губерния — 1955, Белград) — живописец, график, художник-монументалист, художник театра. Пейзажист, жанрист, портретист, баталист, мастер натюрморта. Родился в крестьянской семье. Учился в Одесском художественном училище (1897–1903) у Л. Д. Иорини, К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского и Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1903–1909) у А. А. Киселева и И. Е. Репина. В 1909 году за картину «В старой усадьбе» удостоен ИАХ звания художника и права на пенсионерскую поездку за границу. В 1910–1912 годах находился в пенсионерской поездке в Германии, Франции и Бельгии, на острове Капри познакомился с А. М. Горьким. В 1900–1910‑х годах работал в Бессарабии, Карпатах, путешествовал по Болгарии и Сербии. В 1913 году совершил путешествие на верблюдах по Туркестану и Китаю. В 1919 году эмигрировал в Сербию. В 1920–1924 годах преподавал рисование в русско-сербской гимназии в Белграде. В 1921–1926 годах работал сценографом в Народном театре, для которого исполнил росписи плафона главного зала. Экспонент международных выставок в Париже (1905), Мюнхене (1909), Венеции (1910), Риме (1911), Белграде (1930). Член Товарищества художников и Общины художников. Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств и других собраниях.