Войти / Регистрация

Богоматерь Иверская

Лот №34
Закрытие лота: 07.12.2023
Цена: 1 600 000
Ставка Логин Время

1910-е гг. (около 1917 г.), Москва
Мастерская Алексея Яковлевича Вашурова
Дерево, паволока, левкас, темпера, масло
22,1 × 17,8 × 2,2 см
Приобретена в Москве
Доска кипарисовая, из пяти частей (боковые представляют собой узкие планки), без ковчега. Две врезные торцевые шпонки
Надписи: На обороте в левом верхнем углу сильно потертый чернильный штамп прямоугольной формы с текстом в три строки: «Художеств. Иконописная // [Ма] стерская А. Я. ВАШУРОВА. // [М]осква. Воронья у. д. № 21, Корол ева. Телеф. 174-26.»
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 305. С. 310–31 1 (А. С. Преображенский)

Икона представляет собой редкий пример вольной интерпретации иконографического типа Богоматери Иверской. Эта чтимая московская святыня, находившаяся в одноименной часовне у Воскресенских ворот Китай-города, восходила к спискам чудотворного образа Богоматери Портаитиссы из Иверского монастыря на Афоне, которые были привезены в Москву усилиями патриарха Никона. С конца XVII столетия образ приобрел большую популярность и бытовал в нескольких вариантах. При этом важная особенность первообраза — изображение кровоточащей раны на правой щеке Богородицы — могла присутствовать в обоих вариантах, но порой опускалась.

Рассматриваемый памятник более оригинален и свидетельствует о творческом отношении мастера к сюжету. Иконописца, как и многих его современников, привлекала возможность создать трогательный, почти сентиментальный по настроению образ с грациозными, хрупкими персонажами, вступающими в личный контакт с молящимся, способными утешить его и создать впечатление индивидуального мистического видения. Достижение этих целей потребовало обращения к выразительным средствам стиля модерн, отразившегося в изящном рисунке и живой пластике драпировок, нетрадиционной цветовой гамме и типах задумчивых ликов с большими печальными глазами. Очевидно и воздействие образов В. М. Васнецова из Владимирского собора в Киеве, а также подражающих им произведений. Все эти качества соответствуют одному из стилистических направлений, характерных для московской мастерской Алексея Яковлевича Вашурова, чей штамп помещен на обороте иконы. Мастерская возникла не позже 1908–1909 годов и некоторое время действовала после революционных событий. По предположению И. Л. Бусевой-Давыдовой, Вашуров был единоверцем, уроженцем нижегородского села Городец, возможно, получившим светское художественное образование.

Мастерская располагалась на Воронцовской улице, в доме № 20, не позже 1915 года она переместилась на Воронью улицу, а после революции, когда мастер переключился на реставрационную деятельность, помещалась на углу Большой и Малой Алексеевской улиц. Ориентация на широкую клиентуру, типичная для многих московских фирм, и, вероятно, привлечение мастеров с разной выучкой повлекли за собой стилистическое многообразие продукции — от темперных икон, родственных произведениям московских мстёрцев, до стилизаций средневековой живописи и произведений с ярко выраженными признаками модерна. Образ Богоматери Иверской, судя по адресу на штампе, выполненный около 1915–1917 годов, близок ряду вышедших из мастерской икон, но обладает подчеркнуто индивидуальным художественным строем.