Войти / Регистрация

Аукцион Востока

японская коробка судзурибако для письменных принадлежностей

Аукционный дом «Александр» предлагает погрузиться в самобытный мир традиционного восточного искусства.

Как известно, в искусстве Востока по сей день особое значение имеет традиция. Она обеспечивает передачу из поколения в поколение знаний и умений, образов и форм. В этой традиции заключена особая сила, уходящая корнями в древность. Эта сила, несущая комплекс сакральных истин, одухотворяет и освящает жизнь социума, создает особый стиль целой цивилизации, стиль восточной культуры. Для восприятия произведений искусства Востока недостаточно одной лишь эстетической оценки, в полной мере оно раскрывается зрителю, обладающему знанием его природы. Завесу этой неосязаемой на первый взгляд тайны приоткрывает аукционный дом «Александр», представляя на очных торгах широкую палитру произведений декоративно-прикладного искусства Японии и Китая. Аукционные выставки дополнены тематическими лекциями и яркими каталогами, в которых специалисты раскрывают читателю истинную красоту и потаенные смыслы каждого лота. 

Искусство восточных мастеров — процесс духовного восхождения, путь познания не только вечных истин, но и самого себя.
 

Японское искусство Мэйдзи и Тайсё

японское окимоно Девушка

На неповторимость формы и содержания японского искусства сильное влияние оказала культурная изолированность страны. Заимствования извне пропускались через призму японской эмоциональности, обогащались ее поэтической образностью. Основополагающим принципом искусства Страны восходящего солнца является природная сензитивность. Это обусловлено не только климатическими и географическими особенностями японского архипелага, но и системой традиционных верований, согласно которым Природа божественна. Именно Природа дает материалы и идеи для творческого вдохновения, а значит созданные мастерами предметы искусства тоже несут божественный отблеск.

Мэйдзи (1868–1912) переводится как «просвещенное правление». Это девиз правления императора Муцухито (1852–1912), вступление на престол которого в 1868 году ознаменовало конец политики самоизоляции Японии и начало новой эпохи. С закрытостью от внешнего мира было покончено, страна взяла курс на вестернизацию, стремясь заявить о себе на международной арене. В Японию хлынул поток иностранных специалистов, помогавших модернизировать ее по западному образцу. Развитие политических, торговых и культурных связей с другими странами привело к невероятному ажиотажу вокруг японского искусства.

Активное участие страны во Всемирных выставках усилило интерес к ней и вылилось в появлении «японизма». Эдуард Мане, Эдгар Дега, Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Анри де Тулуз-Лотрек, Густав Климт, Джеймс Уистлер, Обри Бёрдслей — вот лишь некоторые имена художников, которых принято называть при разговоре об этом стилевом направлении.

Японское искусство также стало одним из источников формирования стиля модерн (ар нуво). Так, в знаменитой галерее «Дом Нового искусства» (Maison de l’Art Nouveau), открытой Зигфридом Бингом в Париже в 1895 году, показывались предметы дальневосточного, в частности японского, искусства, наряду с работами в «новом стиле» европейских художников. В витринах европейских лавок и магазинов  появились скульптуры из слоновой кости, нэцке, фарфор, ткани, ширмы, предметы интерьера из Японии.

японские вазы

В то время как японское искусство влияло на европейское, происходил и обратный процесс. Японские традиции подвергались воздействию западных ценностей, обогащались новыми технологиями, идеями и смыслами. «Западное» стало синонимом передового и прогрессивного. Одним из подходов к осмыслению и использованию новых знаний стал принцип «Вакон Ёсай» — «японский дух, западные знания».

Японское искусство периода Мэйдзи, с одной стороны, было ориентировано на Запад и учитывало европейский вкус, с другой стороны, опиралось на богатейшие традиции и культурные пласты прошлого. Такая двойственность рождала невероятное сплетение техник, форм и мотивов. Это объясняет уникальный феномен японского искусства Мэйдзи. Ничего подобного не было создано ни до, ни после.

Правлением императора Ёсихито (1852–1912) стало периодом Тайсё («великая справедливость»), длившимся с 1912 по 1926 год. В это время наследие мирового искусства продолжало обогащать японскую традицию. Все японские художественные школы окончательно слились в направление, получившее название нихонга («японская живопись»), в противовес западной живописи — ёга. 

Интересной особенностью японского искусства этого периода будет синкретизм культурных традиций и обращение к темам самых разных исторических эпох. Японские художники единомоментно открыли для себя не только творчество европейских и американских современников, французский импрессионизм, русский авангард, но и живопись старых мастеров итальянского Возрождения, малых голландцев, английских прерафаэлитов.

В этот период под влиянием западной традиции в японское искусство приходят психологизм со стремлением исследовать внутреннее «я», а также свобода творческого самовыражения  с поисками индивидуального художественного стиля.

Японское искусство было и важной стилеобразующей чертой стиля ар деко в 1920 — 1930 годах.

Искусство Китая

фотография китайской нефритовой фигурки Лежащая лошадь

Увлечение китайским искусством охватило Европу раньше, чем ее захлестнула страсть ко всему японскому. Китайские вещицы стали попадать в Европу, начиная с XVI—XVII веков. Элементы шинуазри присутствовали и в барокко, и в рококо, но в XVIII веке китайское искусство рассматривалось как забавный курьез. Долгое время интерес к китайской культуре был лишь поверхностным, без глубокого понимания восточной философии и осмысления принципов дальневосточной традиции в искусстве. Китай был экзотической страной, больше вымышленной, чем настоящей. «Китайские сады», «китайские павильоны», «китайские комнаты» были темой распространенной, но камерной.

Подлинное понимание культуры Китая произошло в Европе относительно поздно. Лишь со второй половины XIX века можно говорить о серьезных попытках осмысления принципов китайского искусства. В 1875 году Зигфрид Бинг открыл в Париже магазин «Ворота в Китай» (La Porte Chinoise). Там продавались предметы, собранные им в путешествии по странам Дальнего Востока, не только китайские, но и японские в том числе. Спустя двадцать лет была открыта галерея «Дом Нового искусства» (Maison de l’Art Nouveau), давшая название стилю ар нуво.

Выставка аукциона Востока дома Александр

Китайское искусство подчеркивает баланс и гармонию Вселенной. В произведениях декоративно-прикладного характера заложены глубокие космогонические смыслы. Китайские предметы поражали европейцев совершенством исполнения, выразительностью средств и неизменным символизмом. Подобная эстетика оказывала влияние на самые разные художественные стили и направления Запада. Например, «китайский стиль» был заново переосмыслен в эпоху ар деко, его влияние было заметно в декоративно-прикладном искусстве 1920 — 1930 годов.

Произведения искусства Поднебесной  по сей день пользуются неизменным спросом среди коллекционеров всего мира, занимают заслуженную нишу на аукционных торгах, удивляя мировое сообщество историями продаж. Спрос на китайское искусство продолжает расти, это связано с ежегодным сокращением этого сегмента на антикварном рынке, порождая спрос на китайские предметы и увеличивая их инвестиционную составляющую. Специалисты, которые занимаются анализом рынка антиквариата, считают, что стоимость на антиквариат из Китая продолжит расти и дальше.

Аукционный Дом «Александр» — высокий статус и надежность

Предметы искусства Востока, представленные на наших аукционах, вызывают живой интерес среди коллекционеров и инвесторов. Участвующие в торгах предметы имеют несомненную культурную ценность, могут стать выгодным вложением средств, а также достойным украшением самого изысканного интерьера. Все представленные лоты проходят экспертную проверку дипломированными специалистами высокого класса. Для ознакомления с лотами и описаниями предметов искусства Востока вы можете запросить каталог аукциона.

фотография окимоно Ловец птиц

Некоторые лоты текущего аукциона